Обзоры

Агрессия - принципы работы

2024-07-19 06:40

Работа с агрессией с терапевтической и клиентской перспективы (лекция на Интенсиве 2022 «Место встречи»)

Кому адресован данный материал
Эта лекция - систематизация фактов широкого спектра, известных большинству практикующих специалистов. Она будет интересна тем, кто находится в клиентской позиции, а также начинающим терапевтам и психологам, желающим разобраться в вопросе агрессии и злости более предметно.
Базовые свойства злости и агрессии
Основное различие между данными понятиями в том, что злость - эмоция, а агрессия - ее проявление в поведении. Контекстуально разница очевидна и вместе с тем в целях работы в терапии малозначительна, поэтому по тексту лекции эти термины используются взаимозаменямо, если только разница не становится принципиальной.
Злость - базовая эмоция по Полу Экману. Можно вспомнить фильм “Головоломка” или младенцев, у кого был такой опыт взаимодействия с малышами. Едва родившись, мы уже способны кричать, сучить ручками и даже порой пытаются укусить самого близкого им человека, маму, за грудь.
Несмотря на всю очевидность этой данности, здесь возникает одна из первых сложностей в терапии - клиенты как правило не в контакте со своей злостью. Они ее вытесняют, табуируют, подавляют, засмеивают и так далее. Дополнительную сложность может предоставлять плохой контакт терапевта со своей собственной злостью.
Необходимо отметить, что хоть злость и может запускать агрессию или повышать ее вероятность или интенсивность, она не является необходимым или достаточным условием для проявления агрессии.
Эмоция злости тесно связана с травмой, с проживанием горя, но, к сожалению, редко является самостоятельным объектом в исследованиях, чего нельзя сказать про агрессию как социальный феномен.
Гормонально-биологический аспект злости
Говоря упрощенно, злость - это энергия, направленная на устранение нежелательных обстоятельств, и связана она с работой трех основных гормонов:
  • Адреналин - страх (вырабатывается вместе с норадреналином)
  • Норадреналин - злость, агрессия
  • Тестостерон - лидерство, доминирование, уверенность
Основная формула агрессии “бей, беги, замри” в реальности реализуется в виде “замри, беги, бей” с некоторыми индивидуальными вариациями, которые определяются физиологическими особенностями конкретного человека. Именно на их выявление направлен стресс-тест при отборе в отдельные виды войск специального назначения, где кандидат ставится в спарринг в заведомо проигрышную ситуацию против нескольких противников сразу.
Злость обладает потенциалом, потому что:
  • мобилизации психологических ресурсов
  • повышает решимость
  • помогает проявлять терпение
  • является внутренне вырабатываемым обезболивающим
  • одновременно снижает способность к самоконтролю и объективному наблюдению
Виды и градация проявления злости
  • раздражение, недовольство
  • обида (невыражаемая злость + нежность) - “детская” эмоция
  • злорадство, зависть (биологически обусловленные, свойственные в том числе приматам)
  • злость
  • ярость, гнев, бешенство (аффективная форма)
  • ненависть - долгосрочная злость, чувство
Форма выражения злости и агрессии
Первичная феноменология: мимика (оскал, гримаса гнева, зажатые челюсти, играющие желваки), жесты (сжатые кулаки, тыкание пальцем, стук ногой, притопывание), рычание, вздохи.
Прямая агрессия (крик, оскорбления, издевки, абьюз, буллинг, физическое насилие, убийство).
Непрямая или “пассивная” агрессия (игнорирование, саботаж, неоплата услуг, пропуски встреч, дезертирство, высмеивание, упреки, неконструктивная критика, ты-сообщения); по сути непрямой агрессией является любая форма фрустрации; универсальным критерием непрямой агрессии является несоответствие формы общения и производимого ею эффекта (дурное послевкусие или “если Вам кажется, что на Вас агрессировали, то Вам не кажется”).
Новые термины непрямой агрессии в отношениях:
  • Газлайтинг - обесценивание переживаний и эмоций жертвы агрессором с целью оправдать свою собственную агрессию.
  • Гостинг - резкое прекращение отношений без предупреждения и объяснения причин.
  • Орбитинг - отношения, в которых один человек держит другого "на своей орбите", как правило, при помощи активности в соц.сетях, но при этом избегает конкретных шагов по сближению, несмотря на желание другого человека.
  • Ситюейшеншип - уклонение одного из партнеров от внесения ясности в статус их отношений.
  • Брэдкраминг - схожее с орбитингом “подкармливание” другого человека знаками внимания, не направленное на реальное построение отношений.
  • Неглект - неудовлетворение потребностей человека, находящегося в зависимом или уязвимом положении.
  • Висхолдинг - намеренное непредоставление другому человеку или уклонение от возможности выразить свои чувства
В терапии в основном может присутствовать непрямая агрессия в следующих проявлениях:
  • агрессия клиента (пропуски, переносы, задержка оплаты или ее отсутствие, уход из терапии назло терапевту)
  • агрессия терапевта (чрезмерная фрустрация, злоупотребление доверием и авторитетом, неглект, небрежность с контр-переносом)
Гендерные различия
Физический и гормональный аспект на поверхности: мужчины гораздо более предрасположены к агрессивным проявлением.
Культурно-воспитательный аспект:
  • в большинстве культур агрессивные проявления девочек с возрастом воспринимаются все менее толерантно
  • в традиционно-религиозных культурах, где утверждается главенствующая роль мужчины в семье и обществе, очень много подавленной агрессии у женщин, детей и молодежи
  • также любая культура подавляет проявления злости в отношении иерархических фигур (родители, начальство, правительство)
  • гендерно-ролевое разделение относит агрессию к зоне ответственности мужа/отца
В качестве массовых форм проявления агрессии у мужчин имеется армия и прочие силовые организации, у женщин - движение феминизма.
При работе клиентом в группе можно понаблюдать за тем, как лично Вами агрессия воспринимается по-разному исходя из пола открыто конфликтующих участников.
Инструментальность (”здоровые” применения) злости
Злость - один из основных помощников Ид в реализации желаний человека (основные потребности перечислены ниже).
Центральная потребность, реализуемая через злость, - это обеспечение собственной безопасности; основным критерием здесь является необходимость защиты своих и нарушение чужих границ во всем многообразии их проявлений.
Злость является важным этапом проживания утраты (помогает прикоснуться к горю).
Злость на родительскую фигуру помогает при сепарации.
Злость помогает выдержать агрессивную конкуренцию и проявить собственный конкурентный потенциал.
Гармония с собственной агрессивностью (способность выдерживать чужую злость и в нужном моменте проявлять собственную) нужна для подлинного лидерства.
Легкие агрессивные провокации - это способ контакта и сближения при знакомстве, позволяющий быстро оценить границы безопасного взаимодействия.
Злость является источником энергии, особенно когда нужно преодолеть внутреннее сопротивление или усталость.
Здоровая агрессивность является необходимым компонентом активного сексуального поведения.
Агрессия может иметь инструментальную форму (без злости) - например, когда надо убивать по необходимости: забой животных, промысловая охота, война.
Критерием здоровой агрессии является соразмерность и уместность проявления злости; при недостатке контекста можно использовать “критерий палеолита”, мысленно моделируя агрессивное поведение людей в эпоху охоты и собирательства и сравнивая его с текущей ситуацией клиента.
Срыв контакта (”нездоровые” формы) злости
Слияние, профлексия, эготизм - мало уместны в работе со злостью ввиду спонтанной и высоко-энергетичной природы эмоции.
Ретрофлексия наиболее распространена и принимает формы аутоагрессии (”это я во всем виноват”, “я должен был догадаться”, зависимости, парасуицидальное поведение, пограничные профессии, суицид).
Дефлексия также частый механизм срыва злости (пассивная агрессия; засмеивание; ворчливость, вредность, оппозиционность, чрезмерно сексуальное поведение, токсичные маскулинность и феминизм).
Интроецирование носит вспомогательный характер и проявляется в виде упоминавшихся выше установок (“девочки не дерутся”, “не смей так с родителями”).
Проецирование также помогает избавиться от необходимости проживания злости и в этом случае она приписывается кому-то вовне.
Вытеснение, подавление могут проявляться в “сознательном” отказе от любых агрессивных проявлений (хиппи, монахи), либо быть бессознательным (можно попросту не иметь доступа к возможности злиться на определенных людей).
Рационализация близка к интроецированию и как правило объясняет невозможность или аморальность агрессии (”боюсь, что все уничтожу”, “вы еще не видели меня злой”).
Проявления ярости может быть спутником бессилия, возникающем в околотравматичных переживаниях.
Злость является этапом проживания утраты, в котором можно застрять; злость здесь может выступать как обезболивающее против недифференцированного ощущения боли. Или наоборот до злости в горе можно не добраться - будет дефлексировано в вину, за то, что злишься на любимого ушедшего.
Злость из переноса - зачастую следствие кумулятивной травмы или запрета на злость к значимой фигуре.
Злость может являться ложной формой проживания страха.
Причины невозможности проявления злости (срыва контакта)
  • страх неприятия, брошенности
  • страх ответной агрессии (преследования, наказания)
  • отсутствие опыта, самовосприятия злым, родительского принятия ребенка злым
  • “невозвратность, необратимость” проявления злости - позлившийся перестает существовать, потому что в мире, где есть злость, невозможно жить и общаться
  • чувство вины, стыда, отрицание при встрече с собой злым
  • экзистенциальная незрелость: боязнь борьбы, страх проигрыша, смерти
Основные адресаты злости
  • отец - страшный
  • мать - святая
  • сиблинги - сильные
  • партнеры - манипуляторы, любимые
  • начальники - заменяющая родителя фигура
  • государство - беспощадное
Работа в терапии со злостью и агрессией
Клиент с нарушением в сфере злости - как приплюснутый шар: с одной стороны проявляется абьюзивный вектор, а с другой - виктимный; соответственно работа в одном направлении ведет к уменьшению напряжения и на противоположной стороне.
Осознание и принятие - два основных инструмента работы со злостью.
Но прежде всего, позаботьтесь о собственном ощущении безопасности (переход в онлайн консультирование с небезопасными клиентами, внутренняя возможность не брать “небезопасных” клиентов, проработка собственных ограничений со злость в личной терапии и супервизии).
Научите клиента дифференцировать свою собственную злость и ее причины на ранних стадиях, оценивая злость цифрами от 1 до 10 (валидируйте и оберегайте от вины).
Научите клиента видеть чужую злость и проявления агрессии, особенно пассивной (валидируйте его потребности здесь как абсолютные, не нуждающиеся в оправдании).
Возвращайте в безопасной форме клиенту его проявления злости в контексте терапии и обсуждайте, что он чувствует по этому поводу, будьте искренними.
Очень помогает демонстрация того, что можно быть злым и проявлять агрессию, но при этом не разрушать, не скатываться в токсичное застревание, но здесь сложность в том, что для терапевта мало оснований для этого.
Помните о значимости переноса и контрпереноса (бывает, что клиенту привычнее в злости или ее полном отсутствии).
В контексте работы со злостью особую роль играют границы и Ваши, и клиента в сеттинге.
Разлепляйте поступки, на которые можно злиться, от личности того, на кого злишься - это делает фигуру полной, закрывая целостность, создавая искомый гештальт.
Работайте на создание значимости и ценности личности клиента, неприкосновенности их границ - это очень важно как для выправления исходящей злости, так и в плане входящей (роли жертва/агрессор здесь слиты).
Работайте на удовлетворение потребности в безопасности через необходимость улучшения условий жизни клиента (затрудненное финансовое положение, стресс, угроза жизни - сильные активаторы злости).
Помните о значимости травм и потерь.
Научите клиента за расстраивающими событиями сразу заходить в мини-эпизод горевания место того, чтобы сразу переходить в злость.
Клиент будет пытаться по-старому прожить с вами свой сценарий злости.
Просите клиента обращать внимание на проявление агрессии в группой работе.
Побуждайте клиента размещать злость на группе как неспецифическую, так и адресную (с напутствием, что есть риск нарваться на страх, непонимание, попытки завиноватить, но надо пробовать).
После получения стабильного доступа к злости через Ид можно работать над восстановлением инструментальности злости, так как злость - не самоцель (“Как я могу использовать злость, чтобы обратиться к среде?”).
В качестве поддерживающего ресурса для клиента можно порекомендовать походить на курсы самообороны (для женщин здесь сложно с выбором), купить легальное оружие, найти ресурсную мужскую фигуру (женщинам и молодым клиентам).
Способы экологичного выражения злости
  • визуализация агрессивного действия в воображении
  • я-сообщения
  • работа голосом (крик, рык)
  • ругань матом
  • техника “телесный хлыст”
  • рвать бумагу, бить стекло, ломать что-то вылепленное, бить предметы мокрым полотенцем с узлом на конце, колоть дрова
  • говорить “Да-Нет”, встав и соприкоснувшись ладонями с другим человеком (можно как с терапевтом, так и на группе)
  • интенсивные виды спорта (высокотемповый бег для сброса адреналина-страха, контактные единоборства, тренажерка)
  • практическая стрельба
  • рок-концерты
Восприятие клиентом чужой злости
Способность клиентов проявлять свою злость зачастую зависит от того, насколько они признают право за окружающими на проявление злости.
Очень часто чужую злость сложно воспринимать из-за ощущения небезопасности (корни в травмирующих родительских ссорах, абьюзе).
Здесь помогает рациональная установка о том, что чужая злость - это как правило не про Вас, а про фантом в голове злящегося; здесь также помогает работа по более четкому пониманию своих границ.
Для клиента быть важным умение видеть чужую агрессию (особенно пассивную) и прояснять ситуацию прямым вопросом (”Я правильно понимаю, что Вы на меня злитесь?”); здесь необходимое условие - способность видеть свою агрессию в схожих ситуациях.